Главная » 2017 » Январь » 16 » Анализ профориентационной работы
08:07
Анализ профориентационной работы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентационная подготовка в 9-х классах состоит из 3-х частей: информационной работы, профконсультирования и профориентационной работы, элективных курсов – учебных предметов по выбору обучающихся.

Цель работы:

- актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях выпускников для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • организация проведения мониторинга профессиональных и жизненных планов выпускников и их готовности к выбору профессионального пути.  

 

Профориентационная  работа  построена  по  следующим   направлениям:

  • Методическое
  • Диагностическое
  • Консультативное
  • Информационно – справочное
  • Организационное
  • Взаимодействие

 

Диагностическое  направление.

       С обучающимися 9-х классов  проводилось  диагностическое мероприятие   «Карта интересов» по методике Е.А. Голомштокина с целью выявления предпочтения сфер деятельности

                       

Сферы деятельности

2014-2015

учебный год

12 обуч.

2015-2016

учебный год

13 обуч.

Физика

2,0

4,0

Математика

5,7

6,2

Экономика и бизнес

4,3

4,0

Техника и электроника

4,4

6,3

Химия

3,0

1,2

Биология и сельское хозяйство

9,6

7,3

Медицина

5,8

2,9

География и геология

5,0

3,9

История

6,0

4,8

Филология и журналистика

4,8

5,0

Искусство

5,0

2,0

Педагогика

4,6

2,0

Труд в сфере обслуживания

10,1

22,0

Военное дело

10,0

9,7

Спорт

19,1

31,0

               

         Анализируя результаты, можно сделать вывод, что выпускники данного выпуска отдали свое предпочтение сфере спорта, военной службе и обслуживающего труда.

         Выбор профессии без учета индивидуальных личностных качеств ведет к более длительной адаптации человека в профессии. Для предупреждения этой проблемы с обучающимися 9 класса проводилось диагностическое мероприятие по методике Е.А. Климова, позволяющее выявить тип личности и наиболее приемлемые для этого типа сферы   профессиональной деятельности, что дает возможность составить картину о профессиональных склонностях и предпочтениях для каждого обучающегося.

 

 

9

Человек-человек

5

Человек-техника

3

Человек - природа

0

Человек - знаковая  система

2

Человек – художественный  образ

0

Не определились

3

 Всего

13

 

         Из сравнительной таблицы видно, что обучающиеся разных классов имеют схожие предпочтения, это объясняется тем, что выпускники данного класса: коммуникабельны, дружны, ориентированы в социуме. На основе полученных данных проводилась индивидуальная просветительская работа, в ходе которой был выявлен рейтинг профессий предпочитаемых обучающимися.  

 

Рейтинг профессий выбираемых выпускниками

 

2014-2015

учебный год

12 обуч.

2015-2016

учебный год

13 обуч.

Программист

17,0%

22 %

Юрист

14,0%

13 %

Врач

3,6%

2,6 %

Парикмахер

2,7%

7,3 %

Психолог

5,4%

8,8%

Повар

2,7%

3 %

Экономист

13,2%

15,3%

Инженер

10,7%

7 %

Оператор ЭВМ

6,3%

9,3%

Водитель категории  «В и С»

7,3%

12 %

Слесарь  по  ремонту  автомобилей

10,0%

12 %

Кондитер

7,0%

5 %

Продавец

6,7%

22 %

Сварщик

3,6%

1,2 %

Учитель

 6,3%

1,2 %

 Страховое  дело

10,0%

0 %

 

Из таблицы видно, что выпускники отдают предпочтение следующим профессиям: программист, экономист, продавец, юрист, водитель.              

         Для того, чтобы профориентационная работа в учреждении была эффективной, обучающиеся посещали учебные заведения района, области, музеи, выставки, ярмарки учебных мест, оформляются и распространяются буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия». Знакомились с профессиями в рамках школьных   творческих объединений по видам деятельности: спортивно – оздоровительная, художественная, интеллектуальная. Оформлен информационный стен по профориентационной работе «Твой выбор», на классных часах реализовывался специальный курс «Найди себя», в ходе которого оказывалась помощь обучающимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определённых видов деятельности, определению профессиональных предпочтений.

Проведены классными руководителями: деловые игры, профориентационные лекции и игры, игровые профориентационные упражнения, настольные профориентационные игры, профориентационные классные часы с подготовкой обучающимися мультимедийных презентаций о профессиях, необходимых выпускнику, району, области, стране в ближайшее время, выпуск информационных бюллетеней в помощь выпускнику.

         Ежегодно для обучающихся 9-х классов проводятся ярмарки профессий, где представители от учебных заведений проводят знакомство с данным учреждением.   

   Подводя итоги профориентационной работы в учреждении   можно сделать выводы:

  1. В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
  2. План профориентационной работы реализован на достаточном уровне.
  3. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.

 

Однако, наряду с положительными результатами работы по профориентации, имеются и отрицательные стороны и проблемы в организации данного направления работы:

- обучающиеся завязаны на расписании предоставляемого автобуса;

- отдаленность самого учреждения не позволяет спланировать работу с постоянным выездом в города;

- отсутствие в штатном расписании психолога, который мог бы в полном профессиональном объеме протестировать обучающихся (на сегодняшний день психолого-педагогическим анкетированием занимается классный руководитель и старший вожатый, что искажает представленную информацию);

- многие выпускники девятых классов не имеют чёткого представления, куда они будут поступать.

 

Предложения:

1.Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное        влияние на формирование профессионального определения обучающихся.

2. Ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в Кемеровской области.

3. Создать действенную индивидуализированную систему профильной и профессиональной ориентации с включением в неё всех субъектов воспитательно-образовательного процесса с 1-9 класс.

Категория: Трудоустройство выпускников | Просмотров: 498 | Добавил: mungat_school | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar