08:07 Анализ профориентационной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентационная подготовка в 9-х классах состоит из 3-х частей: информационной работы, профконсультирования и профориентационной работы, элективных курсов – учебных предметов по выбору обучающихся. Цель работы: - актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения. Задачи:
Профориентационная работа построена по следующим направлениям:
Диагностическое направление. С обучающимися 9-х классов проводилось диагностическое мероприятие «Карта интересов» по методике Е.А. Голомштокина с целью выявления предпочтения сфер деятельности
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что выпускники данного выпуска отдали свое предпочтение сфере спорта, военной службе и обслуживающего труда. Выбор профессии без учета индивидуальных личностных качеств ведет к более длительной адаптации человека в профессии. Для предупреждения этой проблемы с обучающимися 9 класса проводилось диагностическое мероприятие по методике Е.А. Климова, позволяющее выявить тип личности и наиболее приемлемые для этого типа сферы профессиональной деятельности, что дает возможность составить картину о профессиональных склонностях и предпочтениях для каждого обучающегося.
Из сравнительной таблицы видно, что обучающиеся разных классов имеют схожие предпочтения, это объясняется тем, что выпускники данного класса: коммуникабельны, дружны, ориентированы в социуме. На основе полученных данных проводилась индивидуальная просветительская работа, в ходе которой был выявлен рейтинг профессий предпочитаемых обучающимися.
Рейтинг профессий выбираемых выпускниками
Из таблицы видно, что выпускники отдают предпочтение следующим профессиям: программист, экономист, продавец, юрист, водитель. Для того, чтобы профориентационная работа в учреждении была эффективной, обучающиеся посещали учебные заведения района, области, музеи, выставки, ярмарки учебных мест, оформляются и распространяются буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия». Знакомились с профессиями в рамках школьных творческих объединений по видам деятельности: спортивно – оздоровительная, художественная, интеллектуальная. Оформлен информационный стен по профориентационной работе «Твой выбор», на классных часах реализовывался специальный курс «Найди себя», в ходе которого оказывалась помощь обучающимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определённых видов деятельности, определению профессиональных предпочтений. Проведены классными руководителями: деловые игры, профориентационные лекции и игры, игровые профориентационные упражнения, настольные профориентационные игры, профориентационные классные часы с подготовкой обучающимися мультимедийных презентаций о профессиях, необходимых выпускнику, району, области, стране в ближайшее время, выпуск информационных бюллетеней в помощь выпускнику. Ежегодно для обучающихся 9-х классов проводятся ярмарки профессий, где представители от учебных заведений проводят знакомство с данным учреждением. Подводя итоги профориентационной работы в учреждении можно сделать выводы:
Однако, наряду с положительными результатами работы по профориентации, имеются и отрицательные стороны и проблемы в организации данного направления работы: - обучающиеся завязаны на расписании предоставляемого автобуса; - отдаленность самого учреждения не позволяет спланировать работу с постоянным выездом в города; - отсутствие в штатном расписании психолога, который мог бы в полном профессиональном объеме протестировать обучающихся (на сегодняшний день психолого-педагогическим анкетированием занимается классный руководитель и старший вожатый, что искажает представленную информацию); - многие выпускники девятых классов не имеют чёткого представления, куда они будут поступать.
Предложения: 1.Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся. 2. Ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в Кемеровской области. 3. Создать действенную индивидуализированную систему профильной и профессиональной ориентации с включением в неё всех субъектов воспитательно-образовательного процесса с 1-9 класс. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |