Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель:
- Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- Выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
- Развивать трудовые умения и навыки самообслуживания обучающихся, в процессе проведения общественно полезного труда, производительного труда, трудовой практики.
- Развивать творческие способности обучающихся, в процессе знакомства с профессиями.
- Воспитывать доброжелательное отношение к труду.
- Формировать интерес к трудовой деятельности, расширять знания о профессиях.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и профориентационными центрами.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание») и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов ;
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Рекомендации психолога старшеклассникам.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
Общая информация по набору в Кемеровское президентское кадетское училище
Правительство организовало бесплатные курсы по языкам программирования для школьников 8-11 классов. Как начать получать профессию еще в школе, рассказываем в карточках.
Популярные Интернет-ресурсы по ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Наименование ресурса | Информация о ресурсе | Условие доступа |
---|---|---|
Смарт Курс - http://smart-course.ru/ new! | Компания занимается вопросами осознанного выбора профессии и профориентации. Занятия проходят в различных форматах: очные и дистанционные программы, мастер-классы и встречи с представителями разных профессий, индивидуальные сессии по выбору профессии и групповые программы. Также, компания занимается подготовкой кадров в области профориентации и дополнительного образования подростков. | Проф.просвещение - бесплатно Проф.консультирование, участие в мероприятиях и проф.поддержка, очные и дистанционные курсы - платно |
Профессии СПОnew! | Этот раздел поможет вам узнать о действующих федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессиям. | Проф. просвещение. Бесплатно |
Справочник профессий | Раздел поддерживает кадровое агенство "Профит-М". Дается описание профессий отдельных категорий служащих: продавцы, менеджеры, бухгалтеры, мерчандайзеры, маркетологи. Часть описаний в виде должностных инструкций. | Проф. просвещение. Бесплатно. |
Специальности СПО | Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков. | Проф. просвещение. Бесплатно |
Специальности ВПО | Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов ВПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков. | Проф. просвещение. Бесплатно |
Центр развития и тестирования при МГУ "Гуманитарные технологии" | Центр предоставляет следующие виды услуг: профориентация учащихся и абитуриентов; развивающие тренинги для старшеклассников; профконсультирование выпускников ВУЗов и специалистов по выбору и развитию карьеры; пcихологическая диагностика и консультирование взрослых по вопросам выбора профессиональной сферы, получения второго высшего образования, повышения квалификации; консультации для соискателей по поиску работы и трудоустройству; Личностное и семейное консультирование. | Проф.консультирование, проф.поддержка. Услуги на платной основе. Действуют скидки. |
Effecton Studio 2006 | Психодиагностический комплексы построены на научно-обоснованных и информативных методиках. Комплексы представляют не только результаты тестирования, но и их интерпретацию и статистическую обработку данных. Комплект устанавливается на компьютере покупателя, доступен для многократного использования и нет ограничений на количество испытуемых. | Проф.консультирование, Приобретается на платной основе. Имеются скидки для образовательных учреждений для редакций: "Психология в школе" - для школ, лицеев, гимназий; "Психология в образовании" - для ВУЗов и ССУЗов. |
[источник - Сайт "Российское образование (федеральный портал)]
Профориентация в МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа»
25 октября 2022 года в МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа» состоялась встреча с Савельевым Андреем Алексеевичем, кадетом из ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа – интернат МЧС» г. Кемерово с обучающимися 7-9 классов нашей школы.
Во время мероприятия участникам встречи был показан фильм о жизни кадетов, после которого Андрей рассказал о своих буднях в стенах интерната, своем режиме дня и свободном времени.
Поступая в «Кадетский корпус МЧС», воспитанники желают связать свою жизнь с профессией военного, чтобы служить Родине.
Встреча прошла в теплой дружеской обстановке. Между кадетом и школьниками завязалась интересная беседа, во время которой Андрей отвечал на вопросы школьников.