В МБОУ «Мунгатская основная общеобразовательная школа» ведется систематическая работа по выявлению и профилактике экстремизма в детской среде. Потому, что именно дети и подростки в силу целого ряда различных факторов являются одними из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию различных экстремистских проявлений.
Для более эффективной работы классных руководителей имеются материалы к которым всегда можно обратиться и найти ответы на все интересующие вопросы по этой тематике: экстремизм, рекомендации по проведению работы по профилактике экстремизма в школьной среде, социально-правовые проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, национальная культура в школе, ксенофобия, национализм, толерантность и т.д. Материалы постоянно обновляются, пополняются новыми .
1-ое направление. Выявление и работа с выявленными.
Одним из важных условий проявления детского экстремизма является участие подростка в неформальном молодежном объединении радикальной направленности. Существует определенная группа подростков и молодежи, которая не скрывает своей принадлежности к определенному неформальному
молодежному объединению. Это обнаруживается по высказываниям, манере поведения, внешнему виду.
1.Сюда входит мониторинговое обследование учащихся школы. Классные руководители проводят осмотр внешнего вида учащихся
2.Следующий вид работы - анкетирование учащихся.
На основании проведенной с учащимися работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познания в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит, человека, у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека». Результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования учащихся в области не только современной культуры, но и субкультуры. Рекомендуется подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществоведения (в старших классах) или классных часах.
Проведение регулярных бесед с учащимися (как групповых, так и индивидуальных), в ходе которых обсуждаются способы организации досуга, жизненные проблемы ребенка, его желания и стремления, позволяет увидеть сферу жизненных интересов подростка и сделать выводы об участии его в неформальном молодежном объединении.
Для проведения мониторинга учащимся 6-8-х и 9-х классов были предложены две анкеты, в которых их просили высказать свое мнение о том, мешают ли проведению досуга представители НМО, какие НМО знают учащиеся и вопросы, выявляющие уровень толерантности. Результаты анкетирования показали: - учащиеся школы знают о большинстве неформальных молодежных организациях, но эту тему относят к малоинтересной и не играющей большой роли в их жизни;
- к НМО нельзя отнести ни одного учащегося нашей школы;
- уровень толерантности среди учащихся 6-9х классов достаточно высокий.
3) Следующий вид работы – тестирование учащихся.
Огромную роль в борьбе с агрессией и экстремизмом принадлежит формированию у учащихся школы психологии толерантного сознания. Поскольку психологическая безопасность в школьной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самих школьников, тестирование предлагалось ребятам по теме «Толерантность»
2-ое направление. Профилактическая работа с учащимися школы, родителями, педагогическим коллективом.
1) Работа с несовершеннолетними. В школе большое внимание уделяется просветительской работе по профилактике экстремистской деятельности:
- классные часы («Патриотизм без экстремизма»)
- Дни Правовых знаний;
- патриотические общешкольные мероприятия (День снятия Блокады, День Победы и др.);
- библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные, но мы вместе»);
- беседы («Преступление против личности, общества и государства», «Экстремизм – угроза человеку и государству»);
- круглые столы («Истоки молодежного экстремизма», «Опасность экстремизма»);
- Клуб свободного общения для учащихся «группы риска»;
- организация спортивных праздников.
Так же особое внимание уделяется организации досуга детей из неблагополучных семей, находящихся в «группе риска». Проводится патронаж семей, трудоустройство и организация зимнего и летнего отдыха детей и подростков из таких семей.
2.Информационно-просветительская работа с родителями:
- родительские собрания;
- родительский лекторий («Неформальные объединения в молодежной среде»).
3.Информационно-просветительская работа с педагогическим составом школы:
- для классных руководителей был проведен семинар по ознакомлению
- для педагогического состава проведено производственное совещание по теме «Экстремизм» и педагогический совет по профилактике экстремизма, национализма и ксенофобии среди учащихся школы.
Беседа "Экстремизм-угроза человеку и государству"
Круглый стол"Опасность экстремизма и терроризма" |